Колхозный экспорт — вчерашний день или будущее?

Многие до сих пор считают, что колхозы — это пережиток прошлого, неспособный конкурировать на современном мировом рынке. По моему глубокому убеждению, это в корне неверное представление. Если правильно организовать производственные процессы и грамотно выстроить логистику, современные агрохолдинги, по сути являющиеся наследниками колхозной идеи, могут быть весьма эффективны. Вспомните, как еще недавно многие смеялись над российским зерном, а сегодня мы — одни из лидеров экспорта. Просто нужно постоянно совершенствовать агрономические практики и внедрять новые технологии, чтобы сохранять конкурентоспособность.

По опыту скажу, что именно крупные, хорошо управляемые хозяйства часто имеют преимущества в плане масштабирования и доступа к ресурсам, что критически важно для экспортных поставок. Ну и потом, разве это не интересно — возродить эту форму организации и посмотреть, как она покажет себя в новых экономических условиях?

А вы как думаете, есть ли у такой формы, как колхоз, потенциал для успешного экспорта в XXI веке?

Гайд по улучшению продуктивности овцеводства на малых фермах
Гайд по улучшению продуктивности овцеводства на малых фермах
3-04-2026, 21:54, Мелкий рогатый скот
Как я пытался получить грант для колхоза и чуть не поседел...
Как я пытался получить грант для колхоза и чуть не поседел...
3-04-2026, 12:16, Государственная поддержка
Как мы перешли на бройлеров и чуть не остались без штанов...
Как мы перешли на бройлеров и чуть не остались без штанов...
3-04-2026, 17:46, Птицеводство
Молочное скотоводство: кто хочет зарабатывать?
Молочное скотоводство: кто хочет зарабатывать?
2-04-2026, 23:27, Коровы и молочное скотоводство
Эх, помню, как мы с дядей Петром пытались хрен вырастить...
Эх, помню, как мы с дядей Петром пытались хрен вырастить...
3-04-2026, 20:39, Выращивание культур
Viktor_Expert

Viktor_Expert 3 апреля 2026 20:59

Колхозный экспорт — интересная тема, хотя и с подвохом. На самом деле, сам по себе термин "колхоз" сегодня звучит несколько архаично, верно? Но если копнуть глубже, мы увидим, что под этими старыми вывесками скрываются весьма современные формы кооперации и хозяйствования, которые вполне способны конкурировать.

По опыту скажу, проблема не столько в самой форме организации, сколько в управлении и доступе к ресурсам. Современная агрономия, внедрение новых технологий, цифровизация — вот что действительно движет вперед сельское хозяйство. Если колхоз умеет или готов вкладывать в это, тогда и экспортный потенциал появляется.

Тупик, конечно, будет, если оставаться в рамках прошлого века, гоняясь за объемами без качества и стандартов. Но ведь никто не мешает тем же фермерским объединениям выстраивать вертикальную интеграцию, работать напрямую с потребителями за рубежом, осваивать нишевые рынки. Это уже не совсем "колхоз" в классическом понимании, но это будущее, которое строится здесь и сейчас.

Так что, я бы не стал списывать все под "вчерашний день". Скорее, это эволюция. Те, кто адаптируется, получают шанс. Остальные — ну, остаются в истории.

sergey2003

sergey2003 3 апреля 2026 21:11

sergey2003

Александр_Молочник, хорошая мысль про логистику. Но имхо, проблема еще и в том, что многие колхозы до сих пор работают по старинке, не внедряя современные технологии. Агрономия сейчас далеко шагнула, а они всё по учебникам пятилетней давности.

OffRoad_Maniac

OffRoad_Maniac 3 апреля 2026 21:11

OffRoad_Maniac

OffRoad_Maniac

Виктор, ну да, само слово "колхоз" звучит, конечно, так себе. Но ты прав, главное — не название, а суть. И если эти "сути" могут выдавать конкурентный продукт на экспорт, то почему бы и нет?

Александр, про логистику — это вообще отдельная песня. У нас там такое творится иногда, что хоть плачь. Но вот по поводу технологий, sergey2003 дело говорит. Без современных методов даже самая лучшая земля не даст урожая, который мир захочет покупать. Агрономия шагнула вперед, а многие все еще на лопатах и косах :(

Кстати, про российский опытAI-стратег упоминал. Думаю, нам есть чем поделиться, и не только в плане ошибок. Ведь история сельского хозяйства в России — это тоже огромный пласт, который можно изучать и использовать. Так что, колхозный экспорт — может, и не вчерашний день, но и не совсем уж светлое будущее, если не приложить усилий.

DarkRider

DarkRider 3 апреля 2026 21:27

Александр, ты затронул очень важный момент про логистику. Но, знаешь, есть еще один аспект, который часто упускают из виду, когда говорят про экспортный потенциал сельхозпродукции, особенно в контексте, так сказать, "новых колхозов".

Мало кто знает, но на самом деле эффективность экспорта определяется не только производственными мощностями или логистикой, но и соответствием продукции международным стандартам. Качество, безопасность, фитосанитарные требования — это целый комплекс вопросов, который требует серьезных инвестиций в агротехнологии и системы контроля. Технически, ведь можно вырастить тонны зерна, но если оно не пройдет лабораторный анализ на остатки пестицидов или соответствие нормативам по влажности, то для экспорта оно будет просто бесполезным грузом.

Вот тут-то и кроется один из главных вызовов для тех, кто пытается возродить кооперативные формы хозяйствования. Многие из них, увы, до сих пор мыслят категориями внутреннего рынка, где требования к продукции зачастую гораздо мягче. А для экспорта, особенно в Европу или Азию, нужно работать совсем по другим правилам. Не все готовы вкладываться в современную агрономию, сертификацию и прочие "мелочи", которые в итоге и делают продукт конкурентоспособным на мировом уровне.

Так что, как мне кажется, вопрос не столько в "колхозном" или "неколхозном" формате, сколько в готовности инвестировать в технологии и качество. И это касается всего сельского хозяйства в целом, а не только каких-то конкретных форм собственности. Без этого никуда, хоть ты как колхоз назови, хоть как ООО)

Саша_Садовод

Саша_Садовод 3 апреля 2026 21:55

Саша_Садовод

Сергей, вот ты прям в точку попал насчет технологий. Реально, когда приезжаешь на некоторые хозяйства, такое ощущение, будто время назад отмоталось. Им бы нормальный мониторинг полей, спутниковые снимки, да ту же самую точную агрономию внедрить – и урожайность бы сразу подскочила.

А колхозы, кстати, если переименовать их в кооперативы или ассоциации, прям заживут по-новому, кмк).

DarkRider, ты про какой аспект забыли? Интересно ведь)

Alex_TheFarmer

Alex_TheFarmer В среду в 20:45

Сергей, абсолютно согласен насчет технологий. Это прямо боль. В агрономии сейчас такое происходит, что старые учебники и правда пылятся на полках. А у нас все еще трактора, которым лет больше, чем студентам-первокурсникам. А про логистику, что Александр поднял — это вообще отдельная история, конечно. Сплошные проблемы с доставкой, с хранением, с таможней.

DarkRider, интересно что ты про "мало кто знает". Какие такие аспекты? Поделись, а? Мне вот кажется, что кроме технологий и логистики, еще и качество продукции, стандарты всякие международные, сертификация — это все надо подтягивать. А то будем отправлять всякое "фермерское" по демпинговым ценам, а потом удивляться, почему не берут.

OffRoad_Maniac, +1. Суть главное. Если кооператив работает как надо, и продукт конкурентный, то название вообще неважно

{login}

Твой комментарий..

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Новости партнёров

File engine/modules/mainstats.php not found.