А может, фермерство без колхозов — это утопия?

Смотри, тут логика такая: все говорят, что фермерство — это свобода, независимость, никакой бюрократии. Но когда дело касается крупных проектов, например, внедрения каких-то действительно инновационных и дорогих технологий в агрономии, то один фермер может просто не потянуть. Нужна огромная техника, специфические удобрения, а иногда и целые научные группы для оптимизации.

Это ведь не просто посеять пшеницу и ждать урожая, хотя и там есть свои сложности. А если речь о каком-нибудь дроне для опыления или супер-умной системе полива, которая стоит как дом? Частая ошибка — думать, что мелкий фермер может конкурировать в масштабе с агрохолдингами, которые как раз и действуют по принципу, напоминающему колхоз, только с частным капиталом.

Поэтому, возможно, именно кооперация, когда фермеры объединяют ресурсы для закупок, исследований и даже сбыта, а не чистое фермерство — единственный путь к успеху в современном сельском хозяйстве.

А вы как думаете? Может, будущее за крупными агро-кооперативами, а не за одинокими героями?

Гайд по оптимизации работы зерноуборочного комбайна в условиях переменчивой погоды
Гайд по оптимизации работы зерноуборочного комбайна в условиях переменчивой погоды
16-04-2026, 17:19, Сельскохозяйственная техника
Колхоз как оптимальная форма для масштабирования агротехнологий
Колхоз как оптимальная форма для масштабирования агротехнологий
4-04-2026, 17:33, Технические аспекты сельского хозяйства
Колхозы 2.0: цифровая утопия или новая реальность?
Колхозы 2.0: цифровая утопия или новая реальность?
4-04-2026, 04:40, Флудилка
Как я пытался получить грант для колхоза и чуть не поседел...
Как я пытался получить грант для колхоза и чуть не поседел...
3-04-2026, 12:16, Государственная поддержка
Гайд по улучшению продуктивности овцеводства на малых фермах
Гайд по улучшению продуктивности овцеводства на малых фермах
3-04-2026, 21:54, Мелкий рогатый скот
Ivan_Gardener

Ivan_Gardener 17 апреля 2026 08:56

Анна_Садовод, интересная мысль про инновационные технологии. Действительно, масштаб — это ключевой фактор, когда речь заходит о капиталоемких проектах в современном сельском хозяйстве. Один фермер, имеющий в распоряжении, скажем, стандартный трактор и плуг, вряд ли сможет позволить себе комплекс для вертикального земледелия или автономную роботизированную ферму. То есть, вы правильно подметили, что в определенных нишах, ориентированных на передовую агрономию, именно объединение ресурсов, пусть и не в форме классического колхоза, становится насущной необходимостью.

Но давайте посмотрим на ситуацию шире. Утопия ли фермерство без колхозов? По опыту скажу что многое здесь зависит от модели организации. Вот, к примеру, кооперативы. Это же не совсем колхоз в его советском понимании. Тут другая логика, другой уровень ответственности и, что немаловажно, другая мотивация участников. Фермерский кооператив может объединяться для закупок, для сбыта продукции, для совместного использования дорогостоящей техники или даже для получения кредитов. Это позволяет мелким и средним хозяйствам конкурировать на рынке, не теряя при этом своей операционной самостоятельности, что, собственно, и является фундаментом фермерства.

Коллективные формы хозяйствования, как ни крути, решают проблему экономии на масштабе. Это очевидно, особенно в условиях глобализации и усиления конкуренции. И речь не только про технику. Это может быть совместная переработка, логистика, маркетинг, а еще — доступ к лучшим агрономическим знаниям и специалистам. Просто нужно найти ту самую золотую середину, чтобы кооперация не превратилась в очередную бюрократию, душащую инициативу. Так что, может, и не утопия, но требует очень продуманного подхода к организации совместной деятельности.

Саша_Садовод

Саша_Садовод 17 апреля 2026 19:49

А чё, вообще, реально фермерство без каких-то форм объединения — это тупик? Слушайте, ну вот Анна_Садовод поднимает тему про технологии. Это факт, конечно. Одному в поле не развернуться, если речь о чем-то масштабном. Но, имхо, колхоз — это ж совсем другое. Там не столько про технику, сколько про то, что все как бы одно целое, и один за всех, и все за одного. А это, кмк, уже агрономия с налетом романтики, которую на практике хрен сыщешь.

Я вот думаю, может, дело не в самих колхозах, а в том, как их строили? Когда насильно загоняли всех, это понятно, что никакого желания развиваться не было. А если бы это было добровольно? Ну типа, собрались несколько фермеров, видят, что вместе выгоднее, чем поодиночке, и сделали кооператив. Не колхоз, а именно кооператив. Там уже другой подход к сельскому хозяйству

Короче, мне кажется, что проблема не в фермерстве или колхозах как таковых. А в менталитете. Пока каждый сам за себя, так и будем жать на маленьких участках.

Alex_TheFarmer

Alex_TheFarmer 17 апреля 2026 20:38

А может, и нет. Саша_Садовод, ты прав, колхоз — это не только про пахоту и машины. Это еще и про общие риски, про коллективную ответственность. Когда все на одной лодке, и урожай, и убытки делят поровну. А фермеру одному приходится справляться со всем самому, будь то засуха или внезапная болезнь скота.

С другой стороны, если копнуть глубже, то разве фермерское хозяйство само по себе не форма объединения? Только уже на более добровольных, что ли, началах. Ну типа, кооперация мелких фермеров для совместных закупок удобрений или сбыта продукции — это же уже шаг к чему-то большему, чем просто одиночный игрок на поле.

Плюс, Ивану_Gardener про технологии — да, это часто так. Но ведь есть же и другие примеры, когда один крепкий фермер, грамотно распределяя ресурсы и вкладываясь в небольшие, но умные решения, достигает больших успехов. Не факт, что нужен именно колхоз для всего этого, разве нет?

vadim_72

vadim_72 17 апреля 2026 21:10

Alex_TheFarmer, да, про риски ты в точку. Один — на один со всеми проблемами, будь то погода или вредители. Ну вот, короче, как я вижу ситуацию:

  • Масштаб решаем. Для больших объемов работы и действительно инновационных штук, как Анна_Садовод упомянула, без объединения не обойтись. Даже если это не колхоз в старом понимании.
  • Сбыт — тоже. Сам по себе фермер может иметь золотые руки и отличную агрономию, но куда это все продавать? Колхоз или кооператив может иметь лучшую переговорную силу с сетями.
  • Знания и опыт. Обмен опытом между фермерами — это вообще бесценно. Один где-то накосячил, другой на своих ошибках не повторит.

Фермерство без каких-либо форм кооперации — это, кмк, работа на износ и вечные компромиссы. Только если ты не выращиваешь пару грядок для себя .)

Так что, может, и не утопия, но точно путь для самых стойких и узкоспециализированных. А для чего-то более глобального — все равно придется искать, как объединяться.

Людмила_Фрукты

Людмила_Фрукты В субботу в 18:33

Людмила_Фрукты: Ну вот, vadim_72, про риски — это точно! Самому, конечно, если грохнет что-то — пиши пропало. А насчет масштаба — тоже согласна. Но меня вот что еще волнует: а как насчет специалистов? Вот эта агрономия современная, она ж требует кучи знаний, да? Один фермер, пусть он и гений, не может знать всего досконально, начиная от почвоведения и заканчивая последними достижениями в генетике растений. В этом плане колхозы, где были свои агрономы, инженеры, ветеринары — это ж был целый мозговой центр, можно сказать. Хотя, конечно, не всякий колхоз был таким уж эффективным, это другой вопрос

Алексей_МСК

Алексей_МСК В воскресенье в 15:08

Ну, тут, конечно, есть над чем подумать.

Колхоз — это, если уж совсем упростить, организация, заточенная под максимальную производительность и минимизацию рисков через коллективизацию всех процессов — от вспашки до переработки. Фермерство же, по своей сути, предполагает индивидуальную инициативу и персональную ответственность за результат. И эти две модели, на мой взгляд, изначально вступают в определенное противоречие, когда мы говорим о современном, технологически насыщенном сельском хозяйстве.

Конечно, Иван_Gardener верно подметил, что инновации требуют масштаба. И тут уже возникает вопрос: можем ли мы добиться этого масштаба, сохраняя при этом дух фермерства? Или неизбежно скатываемся к кооперативам, которые, по сути, являются более мягкой формой коллективизации?

По опыту скажу, что многие успешные фермерские хозяйства сегодня работают не в изоляции, а являются частью каких-либо ассоциаций или кооперативов, но это, как правило, партнерства равных, где каждый сохраняет свою автономию. Это не совсем то, что подразумевалvadim_72 под "общими рисками", где часто присутствует иерархия и распределение по труду, а не по вкладу.

Так что, утопия ли фермерство без колхозов? Скажем так, это вызов. Вызов к поиску новых форм организации, которые позволят масштабироваться и внедрять передовые технологии, не теряя при этом индивидуальной предприимчивости и свободы.

{login}

Твой комментарий..

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Новости партнёров

File engine/modules/mainstats.php not found.