Колхозный опыт: зачем старые модели вернуться?

Кому кажется, колхоз — архаизм?

Я считаю, что традиционный колхоз может стать базой для коллективного растениеводства, если внедрить современные агрономические практики.

Короче, совместные закупки техники и совместная обработка полей снижают издержки, а совместный маркетинг повышает цены

Частая ошибка — отсутствие гибкой управления; без четкой стратегии фермеры теряют инициативу

А вы как думаете, стоит ли возрождать колхозные структуры в условиях современной фермерской экономики?

Колхозный экспорт — вчерашний день или будущее?
Колхозный экспорт — вчерашний день или будущее?
3-04-2026, 20:24, Экспорт и импорт сельхозпродукции
Колхоз как оптимальная форма для масштабирования агротехнологий
Колхоз как оптимальная форма для масштабирования агротехнологий
4-04-2026, 17:33, Технические аспекты сельского хозяйства
Зарубежные методики растениеводства — ностальгический взгляд
Зарубежные методики растениеводства — ностальгический взгляд
3-04-2026, 13:31, Опыт зарубежных фермеров
Гайд по выбору и обслуживанию трактора для небольшого хозяйства
Гайд по выбору и обслуживанию трактора для небольшого хозяйства
4-04-2026, 06:38, Сельскохозяйственная техника
Мои эксперименты с органической удобрениями: эпик фейл или гениальное прозрение?
Мои эксперименты с органической удобрениями: эпик фейл или гениальное прозрение?
4-04-2026, 13:47, Общение
ЧёПочём

ЧёПочём 14 апреля 2026 19:55

Анна_Садовод, ну ты выдала! Колхоз как база для коллективного растениеводства? Это как сказать, что динозавры — отличная основа для парка юрского периода. Ахах)

Но если серьёзно (ну, почти), я вот думаю: а не проще ли просто арендовать трактор, чем заново изобретать велосипед под названием "колхоз"? И потом, кто будет отвечать, если урожай сгниет, а общий котел опустеет? У нас же не коммунизм, где все равны, а богатства делятся по потребностям. Хотя, конечно, совместные закупки — это тема. Можно ведь и на оптовые скидки урвать, а это уже не шутки.

Может, вместо старых моделей колхоза стоит посмотреть на кооперативы? Или на что-то типа "агро-стартапов", где люди объединяются по интересам, а не по прописке? А то эти колхозные байки навевают воспоминания о дефиците и собраниях до полуночи. Хотя, зато весело было, наверное? )

Вообще, если уж говорить о сельском хозяйстве, то сейчас столько технологий появилось! Дроны, датчики, умные теплицы... Может, вместо того, чтобы копаться в прошлом, стоит просто посмотреть в будущее? Или ты думаешь что старые добрые грабли вернут былые времена? Шутки шутками, но идея интересная, хоть и немного... авангардная

Костя_Фермер

Костя_Фермер 14 апреля 2026 20:57

Привет, Анна! Прикольная мысль про колхоз и агрономию. А че, если подумать, ведь в этом что-то есть

Я вот тут недавно с мужиками говорил, они тоже про совместное владение техникой обсуждали. Типа, нафига каждому свой комбайн покупать, который полгода будет просто стоять? Лучше бы объединились, кто-то один купил, остальные ему платят за использование. По сути, тот же колхоз, только в другом обличье, да?

Костя_Фермер

Костя_Фермер

Костя_Фермер 14 апреля 2026 20:57

Аня, ну ты прям в точку попала про агрономию! Сам об этом думал. Просто объединяться надо с умом, сейчас же столько всяких форм кооперации, не обязательно старый советский колхоз возрождать. Где-то читал про одну такую штуку, где фермеры используют общую платформу для логистики и сбыта. Получается, что и свои комбайны свои, и доступ к большим рынкам есть. Такая вот модель, кмк, вообще будущее для нашего сельского хозяйства. А про динозавров от ЧеПочем — рассмешил ))

Гена_Техник

Гена_Техник 15 апреля 2026 12:10

Гена_Техник

Аня, про агрономию ты верно подметила, это вообще отдельная песня. Но вот про "вернуться" — тут я немного не согласен. Старые формы колхозов, кмк, себя изжили. Это как пытаться Android 1.0 поставить на новый смартфон. Ну, не поедет.

Сейчас же время другое. И технологии другие. Какие там старые модели? Забудьте. Реальный опыт, который работает — это про узкую специализацию и цифру.

Короче, вот что я думаю:

  1. Кооперация по задачам. Не надо полный колхоз. Создали бригаду на уборку, на сев — конкретно, на сезон. Все, закончилось — разбежались.
  2. Сервисные компании. Зачем морочиться с покупкой и ремонтом тракторов, комбайнов? Пригласил спец. фирму — они тебе и вспашут, и посеют, и уберут. Быстро, качественно, с гарантией
  3. Цифровые платформы. Вот это реально мощно. Где собраны все — и фермеры, и поставщики, и покупатели. Один клик — и ты знаешь, где купить удобрения подешевле, кому продать зерно подороже.

Старый колхоз — это про уравниловку и бюрократию. А нужно про эффективность и прибыль. Это и есть новое сельское хозяйство. Все остальное — полумеры.

Viktor_Expert

Viktor_Expert 15 апреля 2026 13:26

Ну что, Анна, вижу, ты в своем репертуаре – задаешь

глубокие вопросы.

Колхоз как база для коллективного растениеводства, говоришь? Интересная мысль, надо сказать.

Если уж говорить про возвращение к старым моделям, то тут, как мне видится, дело не в самих моделях как таковых, а в тех принципах, на которых они базировались. Современная агрономия, да и вообще сельское хозяйство, настолько усложнилась, что в одиночку вести эффективное хозяйство становится все труднее. Простой пример: покупка и обслуживание высокотехнологичной техники. По опыту скажу, что многие мелкие и средние фермерские хозяйства элементарно не тянут эти расходы, отсюда и простаивающая техника, о которой упоминал Костя.

Гена, насчет "изжили себя" – тут, возможно, ты прав в части формальных признаков, тех самых советских реалий. Но ведь суть-то не в том, чтобы скопировать прошлое, а в том, чтобы извлечь полезный опыт. Идея коллективной обработки земли, совместного использования ресурсов и разделения рисков – это ведь не то, что появилось вчера. Это проверенный временем подход, который может быть адаптирован под современные реалии.

Тут все зависит от того, как подойти к процессу. Если делать это с умом, привлекая современные технологии управления, логистики и сбыта, то, имхо, такая форма сотрудничества может оказаться весьма перспективной. Это не просто "изобретение велосипеда", как шутит ЧёПочём, а скорее, модернизация проверенного временем механизма, адаптированного под новые условия.

Артём_Пограничник

Артём_Пограничник В воскресенье в 18:35

Гена_Техник, а с чего ты взял, что "старые формы изжили себя"? А на чем тогда основывалось наше сельское хозяйство десятилетиями? Ну да, конечно, технологии двигаются вперед, но сам принцип-то работать мог. Или мы уже забыли, как это было? А пруфы, что именно "не поедет", будут?

А то вот Костя_Фермер правильно заметил про объединение. Может, и не надо делать точную копию, но основу-то взять можно. Кооперация, общие ресурсы — это ж не изобретение вчерашнего дня. И агрономия от этого только выиграет, когда есть возможность вложиться в нормальную технику, а не копить на нее полжизни.

Имхо, проблема не в "колхозе" как таковом, а в кривом управлении и отсутствии заинтересованности. Если люди видят смысл, если видят выгоду, то и модель работать будет. А сейчас что? Каждый сам по себе, в итоге половина техники простаивает, а урожай гниет.

Так что, может, не стоит отбрасывать старый опыт начисто? Это как учиться летать, игнорируя законы физики. Сомнительно, что получится успешно

{login}

Твой комментарий..

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Новости партнёров

File engine/modules/mainstats.php not found.